Профориентационная работа

Профориентационная работа

 

 

 

Проведение профориентации в школе в течение нескольких лет показало, что оно очень актуально. Поскольку многие учащиеся 9-11 классов часто не готовы сделать осознанный выбор будущей профессии, определить для себя образовательный маршрут. Иногда выбор профессии в этом возрасте отличается неосознанностью, профессиональные планы не реалистичны. В этот период интересы и склонности не устойчивы, сказывается влияние сверстников, родителей, что может обеспечить ошибки в выборе профессии. Большинство обучающихся не достаточно знают о конкретных особенностях той или иной профессии. Не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности. Многие выбирают престижное образование, а не профессию, и часто по окончанию обучения не знают, кем можно пойти работать. Поэтому цель профориентации – оказать помощь учащимся в осознанном выборе профессии, формировании дальнейшего образовательного маршрута.

 

  

С 17 по 22 октября 2018 года в МБОУ «Капцегайтуйская СОШ» проходила профориентационная акция «Неделя без турникетов».

 Открылась она на школьной линейке   15 октября 2018 года.

 

 В этот же день В МБОУ «Капцегайтуйская СОШ» состоялась «Встреча с успешными работниками. Профессия – оперуполномоченный пограничной службы.» - Эта долгожданная встреча учащихся с оперуполномоченным пограничной службы Архиповым Э.С. была организована с целью знакомства учащихся с  данной профессией. Беседа очень понравилась учащимся, и теперь школьники с ответным визитом в ближайшее время посетят пограничную заставу 

        

16.10.18г. В рамках предметной недели для учащихся начальной школы проведен единый  классный час на тему «Профессия моих родителей»

 

Учащиеся начальных классов подготовили выступления в свободной форме (презентация, фотоколлаж, доклад) на тему «Профессии моих родителей». Было заслушано 8 выступлений, все учащиеся награждены грамотами.

 

17.10.2018г. Экскурсия в МБДОУ «Огонек» - самое значимое событие для учащихся старших классов. Выпускники вспомнили себя в роли воспитанников  ДОУ, на время заняли место воспитателей, послушали лекцию о важности профессии воспитателя ДОУ и порадовали детей – дошколят совместной игрой.

 

 

 

 

 

 

 

18.10.2018 года состоялась Экскурсия в МБУК-« Центральная Районная библиотека»- филиал в с. Капцегайтуй, где для учащихся впервые была организована  выставка книг и фотографий о профессиях жителей села в годы СССР. Учащиеся узнали о том, какие профессии выбирали их дедушки и бабушки, какие из профессий были престижны…

19.10.2018 года состоялась «Встреча с успешными работниками. Профессия – учитель»

В 9-11  классах . состоялась встреча с успешными работниками в рамках Всероссийской акции «Неделя без турникетов». В гости к учащимся пришла учитель русского языка и литературы Леонтьева Ирина Борисовна, которая более 30 лет проработала в нашей школе. Ирина Борисовна рассказала ребятам о профессии педагога и поделилась историей своей педагогической деятельности.

 

Так же учащиеся 9 - 11 классов были приглашены на экскурсию  в СДК села, где учащиеся узнали о важности профессии культурного работника.

 

 В результате проводимых мероприятий у учащихся расширяются знания о мире профессий, и сформировывается способность соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями выбираемой профессии и уверенность в том, чтобы сделать самостоятельный правильный выбор.

 

 

План – график акции «Неделя без турникетов» с 15.10. по 21.10.2018 г.

 

Дата

мероприятие

Место проведения

Категории участников, планируемое количество

Ответственный (ФИО, занимаемая должность)

15.10.18

Школьная линейка- открытие акции «Неделя без турникетов»

МБОУ «Капцегайтуйская СОШ»

1-11 класс,

62 учащихся

ЗДВР- Волгина Т.С.

15.10.18

Встреча с успешными работниками. Профессия – оперуполномоченный пограничной службы

МБОУ «Капцегайтуйская СОШ»

5-11 класс,

40 учащихся

ЗДВР- Волгина Т.С.

16.10.18

В рамках предметной недели для учащихся начальной школы организация  и проведение  классных часов на тему «Профессия моих родителей»

 

МБОУ «Капцегайтуйская СОШ»

1-4 класс,

21 учащийся

ЗДВР- Волгина Т.С.

17.10.18

Экскурсия в МБДОУ «Огонек»

МБДОУ «Огонек»

9-11 класс, 12 учащихся

ЗДВР- Волгина Т.С.

18.10.18

Экскурсия в

МБУК-« Центральная Районная библиотека»- филиал в с. Капцегайтуй

МБУК-« Центральная Районная библиотека»- филиал в с. Капцегайтуй

9-11 класс, 12 учащихся

ЗДВР- Волгина Т.С.

19.10.18

Встреча с успешными работниками. Профессия – учитель

МБОУ «Капцегайтуйская СОШ»

7-11 класс, 20 учащихся

ЗДВР- Волгина Т.С.

В течение недели

 Обновление школьного стенда «Дорога в завтра»

МБОУ «Капцегайтуйская СОШ»

9 класс, 5 учащихся

ЗДВР- Волгина Т.С.

19.10.18

Экскурсия в сельский дом культуры

СДК с. Капцегайтуй

8-11 класс,

17 учащихся

ЗДВР- Волгина Т.С.

 

 

Руководитель ОУ:   Волгина Н.А.

ШК по профориентации:   Волгина Т.С.

 

 

ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В МБОУ «Капцегайтуйская СОШ»

 «МОЙ ВЫБОР»

Информация родителям


                   
УВАЖАЕМЫЕ,

РОДИТЕЛИ!



Вашему ребенку нужна поддержка педагога-психолога при выборе профессии, если:

·         профессии, которые ребенок наметил для себя как желанные, мало согласуются друг с другом

·         ребенок всячески отказывается обсуждать проблему выбора профессии

·         сообразительный и активный ребенок не очень хорошо успевает в школе

·         выбор, сделанный ребенком, резко расходится с вашими ожиданиями

·         ребенок нередко принимает решения под влиянием своих друзей

·         хотя бы один из родителей был безработным более пяти месяцев.

 

 

Пять шагов психологической поддержки

вашего взрослеющего ребёнка

при выборе профессии

1)В первую очередь найдите «золотую середину» между инициативой ребёнка и вашим активным участием. Крайние позиции: «Пусть всё решит сам!» и «Что он без меня решит!» - в конечном счете, приведут к отчуждению между вами. Оценивайте способность вашего ребенка быть ответственным и самостоятельным.

2)Важно выяснить, чем руководствуется ребенок, выбирая профессию, какие её стороны его особенно привлекают: престижность, возможность добиться успеха и славы, высокие заработки, стремление быть похожим на кого-то, любопытство.

3)Ваш долг помочь ребенку реализовать пока ещё скрытые способности, распознать тот потенциал, который может раскрыться позже.

4)Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с минусами профессии. В ходе такого сопоставления ваш ребенок станет думать о своем выборе гораздо реалистичнее.

5)Помогите ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным – пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры. Возможно, этот план не будет реальным проектом, важно, чтобы ребенок продумал сделанный им выбор вовремя.

Дорогие родители, помните, что нельзя относиться к выбору профессии как к работе сапера, лишая ребенка права на ошибку. Задача взрослых научить ребенка принимать решения в этой сфере, ведь современная жизнь так стремительна, что выбирать профессию и образование придется не раз!

 

 

 

 

НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАННЫЕ ПРОФЕССИИ

в ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ

в 2017-2018 гг.

профессии, требующие наличия начального и среднего профессионального специального образования:

Бетонщик

Водитель (категории В С Д Е)

Воспитатель детского сада

Газорезчик

Изолировщик

Каменщик

Маляр

Машинист бульдозера

Машинист буровой установки

Машинист крана автомобильного

Машинист копра

Машинист паровой передвижной депарафинизационной установки

Машинист экскаватора

Медицинская сестра

Монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций

Монтажник технологического оборудования и связанных с ним конструкций

Монтажник технологических трубопроводов

Облицовщик-плиточник

Плотник

Повар

Продавец

Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике

Слесарь по ремонту автомобилей 

Слесарь по ремонту технологических установок

Слесарь-сантехник

Стропальщик

Токарь

Штукатур

Электрогазосварщик

Электромонтер

Электросварщик ручной сварки

профессии, требующие наличия высшего профессионального образования:

Врач (разных специализаций)

Инженер в области нефтегазового комплекса

Инженер в области строительной индустрии

Инженер по охране труда

Преподаватель-предметник (учитель)



 Это интересно



Алфавит редких профессий



Редкие профессии специально не прячутся от людей. Любой, кто захочет заниматься чем-то необыкновенным, обязательно найдет себе занятие по душе. Ведь редкие профессии выбираются по зову сердца. Об этих профессиях, как правило, люди знают очень мало, потому что со специалистами в этих областях сталкиваются в повседневной жизни очень редко.



Актуарий - специалист по страхованию, занимающийся разработкой научно обоснованных методов исчисления тарифных ставок по долгосрочному страхованию жизни. Профессия актуария весьма ответственная.

Аудитор веб-сайтов. Профессия аудитора веб-сайтов очень молодая и перспективная. Это экспертиза сайтов с точки зрения их организации и соответствия заявленным целям, удобства навигации по сайту, общей привлекательности для посетителей.

Байер. В переводе с английского “байер” означает закупщик. Профессия байера творческая и требует знания модных тенденций, психологии и маркетинга. Специфика работы требует от байера знания языков и современных технологий.

Имиджмейкер. Задача имиджмейкера – направить воображение человека в нужную сторону, т.е. предложить аудитории такую информацию об объекте, чтобы она сама сформировала представление об этом объекте в заданном имиджмейкером контуре. Чаще всего имиджмейкерами называют тех специалистов, которые работают на ниве презентации политических лидеров и шоу-звезд.

Копирайтер. Творчество коперайтера – это яркий, интересный, точный способ доставки информации в мозг или сердце потребителя. Само слово “копирайтер” приживалось долго, и представители этой профессии называли себя сценаристами, криэйторами и даже концептмейкерами.

Манимейкер. Желание делать деньги “из воздуха” присуще всем представителям рода человеческого. Мечты о доходе, получаемом без затрат трудовых и денежных ресурсов, посещают каждого, особенно в детском и юношеском возрасте. Мечты о халяве по мере взросления уходят. Но отдельные личности остаются верными своим детским идеям. Они и формируют сословие манимейкеров.

Маркшейдер. Для практической деятельности человека необходимо ориентироваться на поверхности и в недрах земли, на воде и в

воздухе. Маркшейдерия – это наука, которая дает возможность точно находить свое местонахождение в подземных условиях.

Мерчендайзер (с англ. – купец). Это искусство продвижения и продажи товаров на рынке. Задача мерчендайзера, во-первых, оповестить потребителя о новом товаре и приложить все возможные усилия для его продажи и, во-вторых, поддерживать ее на достаточно высоком уровне.

Парфюмер Во всем мире около 400 парфюмеров. Хороший парфюмер должен уметь разбираться в ароматах, строить из них композиции, иметь память на запахи. Нужно долго тренироваться, чтобы выучить всю парфюмерную палитру

Пастижер – специалист по изготовлению из натуральных волос и искусственных волокон париков, усов, бород и бакенбардов.

Промоутер. Человек в костюме тигра, раздающий рекламные листовки магазина детских товаров, длинноногая девица, которая уговаривает вас приобрести две банки кофе, чтобы получить еще одну в подарок – это промоутеры, люди, которые при маркетинге товаров или услуг, делают их популярными.

Саунддизайнеры - это дизайнеры, которые создают звуковые образы.

Сомелье - называют продавцом красивой жизни. Он знает все о винах и церемонии винопития: как правильно открыть бутылку, налить, подать к нужному блюду и что сказать при этом.

Стеклодув - Стекольных дел мастеров.

Стрингер - иногда в разряд редких профессии попадают потому, что слишком опасны, и мало находится людей, готовых зарабатывать деньги с риском для жизни. Именно такой является новая для нас профессия стрингера – внештатного корреспондента, который работает, как правило, в экстремальных условиях: это и зоны военных действий, и стихийных бедствий, и массовых беспорядков.

Титестер - дегустатор чая, оценивает по 50-60 образцов в день. Оценки идут по внешнему виду, вкусу, цвету листьев, аромату заварки.

 

  Что нужно знать при выборе учебного заведении

 

В озможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.

Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:

 

·         Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?

·         По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?

·         Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?

·         Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?

·         Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?

·         Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?

·         Какова продолжительность обучения?

·         Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?

·         Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?

·         Адрес учебного заведения и его полное название

 

ОШИБКИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ

ПРИ ВЫБОРЕ

ПРОФЕССИИ

 

1. Отсутствие самостоятельности в принятии решения


Подумай, действительно ли это твой собственный выбор? Возможно, он сделан под давлением родителей, которые, не считаясь с твоими склонностями, руководствуются исключительно практическими аргументами. А может, ты выбираешь дело жизни «за компанию» со своим другом или подругой?



2. Незнание своих способностей, состояния здоровья и физических особенностей, неумение соотнести их с требованиями профессии

Мечтать можно о любой профессии, но выбирать следует ту, которая «по плечу». Может, ты не учел свои личностно-психологические особенности и автоматически перенес интерес к школьному предмету на будущую профессию?

Но ведь одно дело - любить математику, другое - работать бухгалтером.

3. Игнорирование фактора конкурентоспособности профессии

                                           на рынке труда

Опрометчиво делать выбор, не имея четкой информации о профессии и руководствуясь лишь ее кажущейся привлекательностью. Можно выбрать престижную профессию, годиться этим. Но оказаться без работы. А можно чем-то поступиться, пойти на компромисс, зато твой труд будет востребован, ибо в нем есть необходимость.

 

 ТИПЫ ПРОФЕССИЙ

              ТИП «Человек – Техника»


Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.



Связаны:

1.    с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (инженер, радиомонтажник, сварщик...);

2.    с эксплуатацией технических средств (водитель, токарь, швея...);

3.    с ремонтом техники (механик, электромонтер...).



Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

·         исследовать, наблюдать;

·         создавать и испытывать новые образцы;

·         планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать;

·         придумывать новые способы деятельности;

·         самостоятельно организовывать свою работу и работу других;

·         принимать нестандартные решения.

·         технический склад ума;

·         пространственное воображение;

·         склонность к практическому труду;

                             ТИП «Человек – Природа»

В основе биономических профессий лежит работа с природными объектами и явлениями.


Связаны:

1.    с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог...);

2.    с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, фермер, зоотехник…);

3.    с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар...).

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

·         ухаживать и наблюдать за животными;

·         разводить растения или животных;

·         заготавливать продукты (грибы, ягоды, рыбу...);

·         бороться с болезнями, вредителями;

·         выращивать овощи и фрукты;

·         ориентироваться в природных явлениях;

·         наблюдать, изучать различные природные явлениями.

·         наблюдательность;

·         склонность к систематизации;

·         устойчивость внимания;

·         потребность в двигательной активности.

 

    ТИП «Человек — Знаковая система»


В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты.


Профессии, связанные:

1.   с текстами (корректор, переводчик, машинистка...);

2.   с цифрами, формулами и таблицами (программист, оператор ПК,  

                  бухгалтер, кассир...);

3.   с чертежами, картами;

4.   со схемами (штурман, чертежник, картограф...);

5.   со звуковыми сигналами (радист, телефонист...).

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

·         обрабатывать тексты и таблицы;

·         производить расчеты и вычисления;

·         перерабатывать информацию;

·         работать с чертежами, картами и схемами;

·         принимать и передавать сигналы и сообщения;

·         хорошо считать в уме;

·         оперировать знаками и символами;

·         искать и исправлять ошибки.

·         способность к математике;

·         развитое абстрактное мышление;

·         высокая устойчивость внимания;

·         склонность к общению;

·         аккуратность и усидчивость.

ТИП «Человек — Художественный образ»
Традиционно труд представителей профессий — «человек — художественный образ», а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове «художник» (от старославянского «худог» — искусный), воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов. Художественный образ — результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека.

Профессия данного типа связаны:

1.   с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, парикмахер, кондитер композитор...);

2.   с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер...).

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

·         заниматься художественным оформлением;

·         заниматься художественным творчеством 
(живопись, скульптура, фотография, кино...);

·         сочинять (стихи, прозу и др.);

·         выступать на сцене;

·         изготавливать своими руками красивые вещи;

·         петь, играть на музыкальных инструментах.

·         яркое воображение;

·         образное мышление;

·         склонность к творчеству;

·         гибкость чувств;

·         специальные способности;

·         развитость функциональных способностей 
(слух, зрение, речь, вкус и т.п.)

ТИП «Человек - Человек»

 

Предполагают постоянную работу с людьми и связаны:

1.   с медицинским обслуживанием (врач, медсестра...);

2.   с обучением и с воспитанием (воспитатель, гувернер, тренер, учитель...),

3.   с бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант...),

4.   с правовой защитой (юрист, участковый инспектор...)

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

·         обслуживание людей;

·         занятие лечением;

·         обучение;

·         воспитание;

·         защита прав и безопасности;

·         управление людьми;

·         легкость знакомства и общения с новыми людьми;

·         умение внимательно выслушивать людей;

·         умение хорошо и понятно говорить и выступать публично.

·         развитые коммуникативные способности;

·         эмоциональная устойчивость;

·         быстрая переключаемость внимания;

·         эмпатия;

·         наблюдательность;

·         организаторские способности.

С емь шагов к взвешенному решению

 

1. Составить список подходящих профессий 
которые Вам нравятся, интересны; по которым Вы хотели бы работать и которые Вам подходят. 
2. Составить перечень требований к выбираемой профессии 
- выбираемая профессия и будущий род занятий; 
- выбираемая профессия и жизненные ценности и цели; 
- выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности; 
- желательный уровень профессиональной подготовки; 
- выбираемая профессия и мои склонности и способности; 
- желательные содержание, характер и условия работы. 
3. Определить значимость каждого требования. 
Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать. 
4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий. 
Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии. 
5. Подсчитать и проанализировать результаты.
Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам. 
6. Проверить результаты. 
Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом. 
7. Определить основные практические шаги к успеху. 
Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 20.12.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения