Проведение профориентации в школе в течение нескольких лет показало, что оно очень актуально. Поскольку многие учащиеся 9-11 классов часто не готовы сделать осознанный выбор будущей профессии, определить для себя образовательный маршрут. Иногда выбор профессии в этом возрасте отличается неосознанностью, профессиональные планы не реалистичны. В этот период интересы и склонности не устойчивы, сказывается влияние сверстников, родителей, что может обеспечить ошибки в выборе профессии. Большинство обучающихся не достаточно знают о конкретных особенностях той или иной профессии. Не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности. Многие выбирают престижное образование, а не профессию, и часто по окончанию обучения не знают, кем можно пойти работать. Поэтому цель профориентации – оказать помощь учащимся в осознанном выборе профессии, формировании дальнейшего образовательного маршрута.

 

  

С 17 по 22 октября 2018 года в МБОУ «Капцегайтуйская СОШ» проходила профориентационная акция «Неделя без турникетов».

 Открылась она на школьной линейке   15 октября 2018 года.

 

 В этот же день В МБОУ «Капцегайтуйская СОШ» состоялась «Встреча с успешными работниками. Профессия – оперуполномоченный пограничной службы.» - Эта долгожданная встреча учащихся с оперуполномоченным пограничной службы Архиповым Э.С. была организована с целью знакомства учащихся с  данной профессией. Беседа очень понравилась учащимся, и теперь школьники с ответным визитом в ближайшее время посетят пограничную заставу 

        

16.10.18г. В рамках предметной недели для учащихся начальной школы проведен единый  классный час на тему «Профессия моих родителей»

 

Учащиеся начальных классов подготовили выступления в свободной форме (презентация, фотоколлаж, доклад) на тему «Профессии моих родителей». Было заслушано 8 выступлений, все учащиеся награждены грамотами.

 

17.10.2018г. Экскурсия в МБДОУ «Огонек» - самое значимое событие для учащихся старших классов. Выпускники вспомнили себя в роли воспитанников  ДОУ, на время заняли место воспитателей, послушали лекцию о важности профессии воспитателя ДОУ и порадовали детей – дошколят совместной игрой.

 

 

 

 

 

 

 

18.10.2018 года состоялась Экскурсия в МБУК-« Центральная Районная библиотека»- филиал в с. Капцегайтуй, где для учащихся впервые была организована  выставка книг и фотографий о профессиях жителей села в годы СССР. Учащиеся узнали о том, какие профессии выбирали их дедушки и бабушки, какие из профессий были престижны…

19.10.2018 года состоялась «Встреча с успешными работниками. Профессия – учитель»

В 9-11  классах . состоялась встреча с успешными работниками в рамках Всероссийской акции «Неделя без турникетов». В гости к учащимся пришла учитель русского языка и литературы Леонтьева Ирина Борисовна, которая более 30 лет проработала в нашей школе. Ирина Борисовна рассказала ребятам о профессии педагога и поделилась историей своей педагогической деятельности.

 

Так же учащиеся 9 - 11 классов были приглашены на экскурсию  в СДК села, где учащиеся узнали о важности профессии культурного работника.

 

 В результате проводимых мероприятий у учащихся расширяются знания о мире профессий, и сформировывается способность соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями выбираемой профессии и уверенность в том, чтобы сделать самостоятельный правильный выбор.

 

 

План – график акции «Неделя без турникетов» с 15.10. по 21.10.2018 г.

 

Дата

мероприятие

Место проведения

Категории участников, планируемое количество

Ответственный (ФИО, занимаемая должность)

15.10.18

Школьная линейка- открытие акции «Неделя без турникетов»

МБОУ «Капцегайтуйская СОШ»

1-11 класс,

62 учащихся

ЗДВР- Волгина Т.С.

15.10.18

Встреча с успешными работниками. Профессия – оперуполномоченный пограничной службы

МБОУ «Капцегайтуйская СОШ»

5-11 класс,

40 учащихся

ЗДВР- Волгина Т.С.

16.10.18

В рамках предметной недели для учащихся начальной школы организация  и проведение  классных часов на тему «Профессия моих родителей»

 

МБОУ «Капцегайтуйская СОШ»

1-4 класс,

21 учащийся

ЗДВР- Волгина Т.С.

17.10.18

Экскурсия в МБДОУ «Огонек»

МБДОУ «Огонек»

9-11 класс, 12 учащихся

ЗДВР- Волгина Т.С.

18.10.18

Экскурсия в

МБУК-« Центральная Районная библиотека»- филиал в с. Капцегайтуй

МБУК-« Центральная Районная библиотека»- филиал в с. Капцегайтуй

9-11 класс, 12 учащихся

ЗДВР- Волгина Т.С.

19.10.18

Встреча с успешными работниками. Профессия – учитель

МБОУ «Капцегайтуйская СОШ»

7-11 класс, 20 учащихся

ЗДВР- Волгина Т.С.

В течение недели

 Обновление школьного стенда «Дорога в завтра»

МБОУ «Капцегайтуйская СОШ»

9 класс, 5 учащихся

ЗДВР- Волгина Т.С.

19.10.18

Экскурсия в сельский дом культуры

СДК с. Капцегайтуй

8-11 класс,

17 учащихся

ЗДВР- Волгина Т.С.

 

 

Руководитель ОУ:   Волгина Н.А.

ШК по профориентации:   Волгина Т.С.

 

 

ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В МБОУ «Капцегайтуйская СОШ»

 «МОЙ ВЫБОР»

Информация родителям


                   
УВАЖАЕМЫЕ,

РОДИТЕЛИ!



Вашему ребенку нужна поддержка педагога-психолога при выборе профессии, если:

·         профессии, которые ребенок наметил для себя как желанные, мало согласуются друг с другом

·         ребенок всячески отказывается обсуждать проблему выбора профессии

·         сообразительный и активный ребенок не очень хорошо успевает в школе

·         выбор, сделанный ребенком, резко расходится с вашими ожиданиями

·         ребенок нередко принимает решения под влиянием своих друзей

·         хотя бы один из родителей был безработным более пяти месяцев.

 

 

Пять шагов психологической поддержки

вашего взрослеющего ребёнка

при выборе профессии

1)В первую очередь найдите «золотую середину» между инициативой ребёнка и вашим активным участием. Крайние позиции: «Пусть всё решит сам!» и «Что он без меня решит!» - в конечном счете, приведут к отчуждению между вами. Оценивайте способность вашего ребенка быть ответственным и самостоятельным.

2)Важно выяснить, чем руководствуется ребенок, выбирая профессию, какие её стороны его особенно привлекают: престижность, возможность добиться успеха и славы, высокие заработки, стремление быть похожим на кого-то, любопытство.

3)Ваш долг помочь ребенку реализовать пока ещё скрытые способности, распознать тот потенциал, который может раскрыться позже.

4)Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с минусами профессии. В ходе такого сопоставления ваш ребенок станет думать о своем выборе гораздо реалистичнее.

5)Помогите ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным – пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры. Возможно, этот план не будет реальным проектом, важно, чтобы ребенок продумал сделанный им выбор вовремя.

Дорогие родители, помните, что нельзя относиться к выбору профессии как к работе сапера, лишая ребенка права на ошибку. Задача взрослых научить ребенка принимать решения в этой сфере, ведь современная жизнь так стремительна, что выбирать профессию и образование придется не раз!

 

 

 

 

НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАННЫЕ ПРОФЕССИИ

в ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ

в 2017-2018 гг.

профессии, требующие наличия начального и среднего профессионального специального образования:

Бетонщик

Водитель (категории В С Д Е)

Воспитатель детского сада

Газорезчик

Изолировщик

Каменщик

Маляр

Машинист бульдозера

Машинист буровой установки

Машинист крана автомобильного

Машинист копра

Машинист паровой передвижной депарафинизационной установки

Машинист экскаватора

Медицинская сестра

Монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций

Монтажник технологического оборудования и связанных с ним конструкций

Монтажник технологических трубопроводов

Облицовщик-плиточник

Плотник

Повар

Продавец

Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике

Слесарь по ремонту автомобилей 

Слесарь по ремонту технологических установок

Слесарь-сантехник

Стропальщик

Токарь

Штукатур

Электрогазосварщик

Электромонтер

Электросварщик ручной сварки

профессии, требующие наличия высшего профессионального образования:

Врач (разных специализаций)

Инженер в области нефтегазового комплекса

Инженер в области строительной индустрии

Инженер по охране труда

Преподаватель-предметник (учитель)



 Это интересно



Алфавит редких профессий



Редкие профессии специально не прячутся от людей. Любой, кто захочет заниматься чем-то необыкновенным, обязательно найдет себе занятие по душе. Ведь редкие профессии выбираются по зову сердца. Об этих профессиях, как правило, люди знают очень мало, потому что со специалистами в этих областях сталкиваются в повседневной жизни очень редко.



Актуарий - специалист по страхованию, занимающийся разработкой научно обоснованных методов исчисления тарифных ставок по долгосрочному страхованию жизни. Профессия актуария весьма ответственная.

Аудитор веб-сайтов. Профессия аудитора веб-сайтов очень молодая и перспективная. Это экспертиза сайтов с точки зрения их организации и соответствия заявленным целям, удобства навигации по сайту, общей привлекательности для посетителей.

Байер. В переводе с английского “байер” означает закупщик. Профессия байера творческая и требует знания модных тенденций, психологии и маркетинга. Специфика работы требует от байера знания языков и современных технологий.

Имиджмейкер. Задача имиджмейкера – направить воображение человека в нужную сторону, т.е. предложить аудитории такую информацию об объекте, чтобы она сама сформировала представление об этом объекте в заданном имиджмейкером контуре. Чаще всего имиджмейкерами называют тех специалистов, которые работают на ниве презентации политических лидеров и шоу-звезд.

Копирайтер. Творчество коперайтера – это яркий, интересный, точный способ доставки информации в мозг или сердце потребителя. Само слово “копирайтер” приживалось долго, и представители этой профессии называли себя сценаристами, криэйторами и даже концептмейкерами.

Манимейкер. Желание делать деньги “из воздуха” присуще всем представителям рода человеческого. Мечты о доходе, получаемом без затрат трудовых и денежных ресурсов, посещают каждого, особенно в детском и юношеском возрасте. Мечты о халяве по мере взросления уходят. Но отдельные личности остаются верными своим детским идеям. Они и формируют сословие манимейкеров.

Маркшейдер. Для практической деятельности человека необходимо ориентироваться на поверхности и в недрах земли, на воде и в

воздухе. Маркшейдерия – это наука, которая дает возможность точно находить свое местонахождение в подземных условиях.

Мерчендайзер (с англ. – купец). Это искусство продвижения и продажи товаров на рынке. Задача мерчендайзера, во-первых, оповестить потребителя о новом товаре и приложить все возможные усилия для его продажи и, во-вторых, поддерживать ее на достаточно высоком уровне.

Парфюмер Во всем мире около 400 парфюмеров. Хороший парфюмер должен уметь разбираться в ароматах, строить из них композиции, иметь память на запахи. Нужно долго тренироваться, чтобы выучить всю парфюмерную палитру

Пастижер – специалист по изготовлению из натуральных волос и искусственных волокон париков, усов, бород и бакенбардов.

Промоутер. Человек в костюме тигра, раздающий рекламные листовки магазина детских товаров, длинноногая девица, которая уговаривает вас приобрести две банки кофе, чтобы получить еще одну в подарок – это промоутеры, люди, которые при маркетинге товаров или услуг, делают их популярными.

Саунддизайнеры - это дизайнеры, которые создают звуковые образы.

Сомелье - называют продавцом красивой жизни. Он знает все о винах и церемонии винопития: как правильно открыть бутылку, налить, подать к нужному блюду и что сказать при этом.

Стеклодув - Стекольных дел мастеров.

Стрингер - иногда в разряд редких профессии попадают потому, что слишком опасны, и мало находится людей, готовых зарабатывать деньги с риском для жизни. Именно такой является новая для нас профессия стрингера – внештатного корреспондента, который работает, как правило, в экстремальных условиях: это и зоны военных действий, и стихийных бедствий, и массовых беспорядков.

Титестер - дегустатор чая, оценивает по 50-60 образцов в день. Оценки идут по внешнему виду, вкусу, цвету листьев, аромату заварки.

 

  Что нужно знать при выборе учебного заведении

 

В озможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.

Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:

 

·         Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?

·         По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?

·         Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?

·         Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?

·         Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?

·         Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?

·         Какова продолжительность обучения?

·         Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?

·         Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?

·         Адрес учебного заведения и его полное название

 

ОШИБКИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ

ПРИ ВЫБОРЕ

ПРОФЕССИИ

 

1. Отсутствие самостоятельности в принятии решения


Подумай, действительно ли это твой собственный выбор? Возможно, он сделан под давлением родителей, которые, не считаясь с твоими склонностями, руководствуются исключительно практическими аргументами. А может, ты выбираешь дело жизни «за компанию» со своим другом или подругой?



2. Незнание своих способностей, состояния здоровья и физических особенностей, неумение соотнести их с требованиями профессии

Мечтать можно о любой профессии, но выбирать следует ту, которая «по плечу». Может, ты не учел свои личностно-психологические особенности и автоматически перенес интерес к школьному предмету на будущую профессию?

Но ведь одно дело - любить математику, другое - работать бухгалтером.

3. Игнорирование фактора конкурентоспособности профессии

                                           на рынке труда

Опрометчиво делать выбор, не имея четкой информации о профессии и руководствуясь лишь ее кажущейся привлекательностью. Можно выбрать престижную профессию, годиться этим. Но оказаться без работы. А можно чем-то поступиться, пойти на компромисс, зато твой труд будет востребован, ибо в нем есть необходимость.

 

 ТИПЫ ПРОФЕССИЙ

              ТИП «Человек – Техника»


Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.



Связаны:

1.    с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (инженер, радиомонтажник, сварщик...);

2.    с эксплуатацией технических средств (водитель, токарь, швея...);

3.    с ремонтом техники (механик, электромонтер...).



Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

·         исследовать, наблюдать;

·         создавать и испытывать новые образцы;

·         планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать;

·         придумывать новые способы деятельности;

·         самостоятельно организовывать свою работу и работу других;

·         принимать нестандартные решения.

·         технический склад ума;

·         пространственное воображение;

·         склонность к практическому труду;

                             ТИП «Человек – Природа»

В основе биономических профессий лежит работа с природными объектами и явлениями.


Связаны:

1.    с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог...);

2.    с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, фермер, зоотехник…);

3.    с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар...).

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

·         ухаживать и наблюдать за животными;

·         разводить растения или животных;

·         заготавливать продукты (грибы, ягоды, рыбу...);

·         бороться с болезнями, вредителями;

·         выращивать овощи и фрукты;

·         ориентироваться в природных явлениях;

·         наблюдать, изучать различные природные явлениями.

·         наблюдательность;

·         склонность к систематизации;

·         устойчивость внимания;

·         потребность в двигательной активности.

 

    ТИП «Человек — Знаковая система»


В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты.


Профессии, связанные:

1.   с текстами (корректор, переводчик, машинистка...);

2.   с цифрами, формулами и таблицами (программист, оператор ПК,  

                  бухгалтер, кассир...);

3.   с чертежами, картами;

4.   со схемами (штурман, чертежник, картограф...);

5.   со звуковыми сигналами (радист, телефонист...).

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

·         обрабатывать тексты и таблицы;

·         производить расчеты и вычисления;

·         перерабатывать информацию;

·         работать с чертежами, картами и схемами;

·         принимать и передавать сигналы и сообщения;

·         хорошо считать в уме;

·         оперировать знаками и символами;

·         искать и исправлять ошибки.

·         способность к математике;

·         развитое абстрактное мышление;

·         высокая устойчивость внимания;

·         склонность к общению;

·         аккуратность и усидчивость.

ТИП «Человек — Художественный образ»
Традиционно труд представителей профессий — «человек — художественный образ», а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове «художник» (от старославянского «худог» — искусный), воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов. Художественный образ — результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека.

Профессия данного типа связаны:

1.   с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, парикмахер, кондитер композитор...);

2.   с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер...).

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

·         заниматься художественным оформлением;

·         заниматься художественным творчеством 
(живопись, скульптура, фотография, кино...);

·         сочинять (стихи, прозу и др.);

·         выступать на сцене;

·         изготавливать своими руками красивые вещи;

·         петь, играть на музыкальных инструментах.

·         яркое воображение;

·         образное мышление;

·         склонность к творчеству;

·         гибкость чувств;

·         специальные способности;

·         развитость функциональных способностей 
(слух, зрение, речь, вкус и т.п.)

ТИП «Человек - Человек»

 

Предполагают постоянную работу с людьми и связаны:

1.   с медицинским обслуживанием (врач, медсестра...);

2.   с обучением и с воспитанием (воспитатель, гувернер, тренер, учитель...),

3.   с бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант...),

4.   с правовой защитой (юрист, участковый инспектор...)

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

·         обслуживание людей;

·         занятие лечением;

·         обучение;

·         воспитание;

·         защита прав и безопасности;

·         управление людьми;

·         легкость знакомства и общения с новыми людьми;

·         умение внимательно выслушивать людей;

·         умение хорошо и понятно говорить и выступать публично.

·         развитые коммуникативные способности;

·         эмоциональная устойчивость;

·         быстрая переключаемость внимания;

·         эмпатия;

·         наблюдательность;

·         организаторские способности.

С емь шагов к взвешенному решению

 

1. Составить список подходящих профессий 
которые Вам нравятся, интересны; по которым Вы хотели бы работать и которые Вам подходят. 
2. Составить перечень требований к выбираемой профессии 
- выбираемая профессия и будущий род занятий; 
- выбираемая профессия и жизненные ценности и цели; 
- выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности; 
- желательный уровень профессиональной подготовки; 
- выбираемая профессия и мои склонности и способности; 
- желательные содержание, характер и условия работы. 
3. Определить значимость каждого требования. 
Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать. 
4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий. 
Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии. 
5. Подсчитать и проанализировать результаты.
Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам. 
6. Проверить результаты. 
Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом. 
7. Определить основные практические шаги к успеху. 
Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.